Мы в Youtube Календарь событий

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
03.08.2022 № 227

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливают требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса в учреждениях дошкольного образования, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения дошкольного образования), и направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного процесса.

2. В настоящих Правилах применяются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.

3. Общие требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса с обучающимися включают в себя:

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к оборудованию и содержанию помещений;

оснащение учреждений дошкольного образования средствами воспитания, обучения, учебно-наглядными пособиями, играми и игровым оборудованием, компьютерной техникой, электронными средствами обучения, спортивным инвентарем, надворным оборудованием детских игровых площадок, иным имуществом в соответствии с перечнями, определяемыми Министерством образования для реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования;

учет индивидуальных возможностей, способностей и потребностей обучающихся при организации образовательного процесса;

использование форм, методов, средств обучения и воспитания, современных образовательных и информационных технологий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

применение в образовательном процессе учреждений дошкольного образования методик и технологий обучения и воспитания, основанных на результатах научных исследований в области дошкольного образования, соответствующих возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, обеспечивающихформирование моделей безопасного поведения обучающихся, в условиях учреждения дошкольного образования, повседневной жизни и в экстремальных ситуациях;

создание в учреждении дошкольного образования условий, необходимых для формирования основ безопасности жизнедеятельности у обучающихся;

наличие и периодическое обновлениена официальных сайтах, информационных стендах учреждений дошкольного образования материалов по пропаганде здорового образа жизни и обучению навыкам безопасного поведения, обеспечению общественной безопасности и порядка действий педагогических работников и обучающихся при возникновении ситуаций, создающих опасность причинения вреда их жизни и здоровью;

иные требования, предусмотренные настоящими Правилами и иными актами законодательства.

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4. Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения дошкольного образования (с территории учреждения дошкольного образования), устанавливаемый в целях защиты учреждения дошкольного образования от противоправных посягательств.

5. Пропускной режим в учреждении дошкольного образования организуется на основании Инструкции о пропускном режиме, утверждаемой руководителем учреждения дошкольного образования и должен предусматривать:

установление работникам учреждения дошкольного образования режима рабочего времени, определяемого правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности);

определение порядка допуска в здание учреждения дошкольного образования работников, обучающихся и их законных представителей, должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей;

определение перечня предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимся в период пребывания в учреждении дошкольного образования и доведения его до сведения законных представителей обучающегося;

установление порядка движения транспорта на территории учреждения дошкольного образования;

определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранения личных вещей работников, обучающихся;

ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.

6. Допуск работников, обучающихся и их законных представителей, иных посетителей на территорию учреждения дошкольного образования и обратно производится сторожем (представителем службы охраны).

В установленное графиком работы учреждения дошкольного образования время допуск в здание работников, обучающихся и их законных представителей осуществляется беспрепятственно.

7. Круглосуточный беспрепятственный допуск в здание учреждения дошкольного образования разрешается:

руководителю учреждения дошкольного образования, его заместителю;

персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также лицам, осуществляющим дежурство (сторожам, представителям службы охраны).

При необходимости, допуск в здание учреждения дошкольного образования иных лиц осуществляется с разрешения руководителя учреждения дошкольного образования.

8. Допуск в здание учреждения дошкольного образования должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных посетителя сторожем (представителем службы охраны) в журнале регистрации посетителей с указанием цели посещения.

9. Запрещается:

вход на территорию и в здание учреждения дошкольного образования с животными;

проносить на территорию и в здание учреждения дошкольного образования горючие и легковоспламеняющиеся жидкости,

вносить и размещать в здании учреждения дошкольного образования крупногабаритные предметы (санки, самокаты, коляски, велосипеды и пр.).

9. Допуск служебного автотранспорта на территорию учреждения дошкольного образования (вывоз твердых бытовых отходов, доставка продуктов, иное) осуществляется согласно графику, при предъявлении товарно-транспортной накладной и (или) путевого листа.

10. Личный автотранспорт на территорию учреждения дошкольного образования не допускается.

11. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях, а также при внезапном возникновении состояний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, специальный транспорт и сотрудники соответствующих служб допускаются на территорию учреждения дошкольного образования беспрепятственно.

12. При чрезвычайных ситуациях допуск в здание учреждения дошкольного образования ограничивается для всех лиц, кроме задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации.

13. Ответственность за организацию пропускного режима возлагается на руководителя учреждения дошкольного образования или его заместителя.

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ

14. Педагогический работник учреждения дошкольного образования при приеме обучающегося в учреждение дошкольного образования обязан опросить законных представителей о самочувствии обучающегося и осуществить визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание обучающийся должен быть направлен на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования.

15. Законные представители обучающегося либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать обучающегося воспитателю дошкольного образования, а в случае его отсутствия – иному педагогическому работнику, осуществляющему прием обучающихся группы.

16. Забирать обучающегося из учреждения дошкольного образования должны его законные представители.

17. В случае, когда существует объективная причина, по которой законные представители не могут забрать обучающегося из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять ближайшие родственники, иные лица на основании заявления законных представителей обучающегося на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

18. Запрещается отдавать обучающихся подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

19. Моющие, чистящие средства и средства дезинфекции в помещении учреждения дошкольного образования должны храниться в промаркированных ёмкостях в недоступном для воспитанников месте.

20. Педагогические работники должны визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья обучающегося.

21. Инвентарь и игровое оборудование должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с временем года, возрастом обучающихся.

22. Педагогическим работникам запрещается оставлять обучающихся без присмотра.

23. Место педагогического работника, его стол, должны всегда содержаться в порядке. Нельзя держать в открытом доступе для обучающихся острые предметы (иголки, ножницы, булавки, заколки для волос, ножи для бумаги и прочее). Для работы нужно использовать ножницы только с тупыми концами.

24. В начале и в конце рабочего дня в обязанности педагогического работника входит проверка помещений (групповых, спальных, зон отдыха, (игр), спортивного, музыкального залов, плавательного бассейна, иных) учреждения дошкольного образования.

ГЛАВА 4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

25. Педагогический работник учреждения дошкольного образования обязан знакомить обучающихся с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.

26. При организации образовательного процесса в течение дня педагогический работник обязан обеспечить создание безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности обучающихся.

27. К организации образовательного процесса, воспитательного процесса в учреждении дошкольного образования допускаются педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда.

28. Педагогический работник учреждения дошкольного образования должен приходить на свое рабочее место не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени, визуально проверить групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья обучающихся.

29. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогический работник обязан немедленно принять меры по их устранению в соответствии с компетенцией, поставить в известность руководителя учреждения дошкольного образования.

Решение о размещении обучающихся в иных безопасных помещениях учреждения дошкольного образования принимает руководитель учреждения дошкольного образования.

Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается.

30. Распорядок дня обучающихся в учреждении дошкольного образования должен соответствовать возрастным особенностям обучающихся, предусматривать гигиенически обусловленную длительность сна, и бодрствования, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.

31. Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного обучающегося на занятиях, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическими работниками в соответствии с учебными планами и учебной программой дошкольного образования, разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке, с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности обучающегося.

32. Средства обучения и воспитания, необходимые для организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса (далее – средства обучения и воспитания), обучающиеся вправе использовать только с разрешения педагогических работников.

33. Средства обучения и воспитания должны соответствовать возрасту обучающихся, быть исправными и безопасными: ножницы – с тупыми концами, молоток – с закругленной ударной частью, инвентарь при выполнении работ на земельном участке – с прочным креплением рукояток и соответствовать росту обучающихся.

34. Ножницы (за исключением занятия), как и любые колющие, режущие, иные опасные для жизни и здоровья обучающихся предметы, медикаменты, а также дезинфицирующие средства должны находиться в недоступном для обучающихся месте.

35. Не допускается применение в образовательном и воспитательном процессе предметов из стекла, хрупкой пластмассы, канцелярских кнопок, скрепок, скоб.

36. Между занятиями должны проводиться перерывы продолжительностью не менее 10 минут, которые включают двигательные перерывы, подвижные игры малой и средней подвижности.

37. В начале и конце недели должны предусматриваться занятия, не требующие повышенной умственной нагрузки.

38. За создание безопасных условий при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель и педагогические работники учреждения дошкольного образования несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

38. Физкультурно-оздоровительную деятельность следует осуществлять с учетом здоровья, возраста обучающихся, времени года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями законодательства.

39. Организация и проведение занятий с обучающимися с использованием персональных электронно-вычислительных машин должна осуществляться согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы с ними.

ГЛАВА 5

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ

40. Педагогический работник, иной работник по поручению руководителя учреждения дошкольного образования предварительно перед прогулкой обязан осмотреть групповую площадку на предмет безопасности.

41. Перед началом и завершением прогулки необходимо обеспечить безопасность выхода (входа) обучающихся из помещения (в помещение): не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-3-й этажи держаться за перила, не нести перед собой крупные игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др.

42. Выход детей на прогулку (возвращение с прогулки) осуществляется в сопровождении воспитателя учреждения дошкольного образования (при необходимости – помощника воспитателя).

43. Не допускается организация прогулки на одной групповой площадке одновременно двух групп обучающихся, за исключением ситуаций, связанных с производственной необходимостью.

44. Во время прогулки запрещается оставлять обучающихся без педагогического работника.

45. Во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность обучающихся и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, с учетом времени года.

46. Для предупреждения переутомления, перегрева (переохлаждения) обучающихся во время прогулки необходимо чередовать виды детской деятельности (игровую, трудовую, общение и др.), обеспечить условия для организации самостоятельной двигательной деятельности обучающихся.

47. Запрещается организация и проведение:

занятий, игр около водоемов, прогулок возле проезжей части дороги;

игры с водой в ветреную и холодную погоду.

48. При неблагоприятных погодных условиях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями продолжительность прогулки рекомендуется сократить или отменить ее проведение.

Решение об отмене или сокращении длительности прогулки принимает руководитель учреждения дошкольного образования.

49. В случае самовольного ухода обучающегося с прогулки педагогический работник обязан сообщить об этом руководителю учреждения дошкольного образования, законным представителям обучающегося.

50. Во время приобщения обучающихся к трудовой деятельности необходимо соблюдать все меры безопасности при выполнении ими на участке таких работ, как полив растений, перенос песка, расчистка снега, уборка опавших листьев, перекопка песка, посадка (прополка) в огороде и цветнике и др. с использованием специальных инструментов.

ГЛАВА 6

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИИ

51. При проведении экскурсий, прогулок за пределы территории учреждения дошкольного образования руководитель обязан:

назначить приказом ответственных лиц и сопровождающих (не менее двух) для проведения экскурсии или прогулки с обучающимися за пределы территории учреждения дошкольного образования;

провести перед началом мероприятия с ответственным лицом и сопровождающими целевой инструктаж по правилам безопасности.

52. Педагогический работник, назначенный ответственным за проведение экскурсии (далее – ответственный педагогический работник):

несет ответственность за жизнь, здоровье обучающихся при подготовке и проведении экскурсии;

проводит перед мероприятием тематические беседы с обучающимися по правилам безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях, профилактике травматизма, предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся, о необходимости соблюдения норм поведения в общественных местах, на природе и др.,

осуществляет надзор за безопасностью среды проведения мероприятия, порядком и согласованным содержанием проведения мероприятия с целью недопущения действий, не отвечающих требованиям безопасности.

53. В больших городах следует избегать прогулок по улицам с насыщенным движением.

54. Запрещается проводить экскурсии с обучающимися вблизи трамвайных или железнодорожных путей.

55. При проведении экскурсии либо прогулки с выходом за пределы территории учреждения дошкольного образования ответственный педагогический работник должен быть экипирован медицинской аптечкой и питьевой водой, сигнальными флажками, жилетами.Выход за территорию воспитанников осуществляется в сопровождении помощника воспитателя, иных педагогических работников (при необходимости).

ГЛАВА 7

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

56. Организация образовательного процесса, воспитательного процесса при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется с учетом положений Правил безопасности организации образовательного процесса, воспитательного процесса при реализации программ специального образования.